Задачи программы:
- Измерение состояния когнитивных способностей
- Выявление симптомов и когнитивных дисфункций
- Выявление риска наличия расстройств
Что входит в программу BRAIN SCAN?
- Консультация медицинского психолога (клиническое интервью, беседа)
- Нейропсихологическая диагностика
- Прохождение научно валидированных заданий на компьютере с использованием платформы CogniFit
- Предоставление нейропсихологического отчета
- Определение подходящего нейропсихологического вмешательства и коррекции.
Варианты программ:
I. Диагностика нарушений памяти.
Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.
Задачи программы – оценка работы мозга, связанной с памятью.
- Объем – показатель количества запоминаемого и сохраняемого материала.
- Точность – показатель идентичности воспроизводимого и требуемого материала.
- Скорость запоминания – характеризует время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задач информации.
- Длительность сохранения – характеризует то максимальное время. В течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений.
- Лабильность – соотношение между запоминанием и забыванием материала.
- Помехоустойчивость – устойчивость к действию внешних и внутренних помех.
Тестируемые способности:
- Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, тактильная и другие.
- Оперативная память – рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока.
- Кратковременная память – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.
- Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.
- Произвольная память – запоминание связано с определенной поставленной целью.
- Ассоциативная память – процесс, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других.
По результатам диагностики:
- Определяются симптомы нарушения памяти
- Выявляются слабые и сильные стороны
- Выдается заключение, с описанием оценки состояния памяти
- В случае выявления симптомов и когнитивных дисфункций – определяется необходимая нейропсихологическая коррекция и, при необходимости, рекомендуется консультация профильного специалиста для дальнейшей диагностики.
II. Общая когнитивная диагностика и когнитивная диагностика для людей старше 55 лет.
Задачей данных программ является комплексное изучение работы мозга и когнитивных функций.
Общий профиль когнитивных способностей:
- Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
- Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
- Концентрация внимания – степень сосредоточения на одном объекте, одной деятельности.
- Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.
- Устойчивость внимания – характеристика длительности сосредоточенности.
- Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
- Объем восприятия – число объектов, которые могут быть восприняты одновременно, при кратковременном их предъявлении.
- Оценка – способность предвидеть ответ.
- Распознавание – способность идентифицировать воспринятые ранее стимулы.
- Пространственное восприятие – взаимодействие с окружающим пространством.
- Зрительное восприятие – способность истолковывать информацию помощью зрения.
- Слуховое восприятие – способность получать и распознавать информацию с помощью слуха.
- Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.
- Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, тактильная и другие.
- Оперативная память – рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока.
- Кратковременная память – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.
- Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.
- Произвольная память – запоминание связано с определенной поставленной целью.
- Ассоциативная память – процесс, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других.
- Координация – способность эффективно производить точные и упорядоченные движения.
- Зрительно-моторная координация – способность одновременно выполнять действия с помощью рук и глаз.
- Время реакции – способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него.
- Рассуждение – способность эффективно обрабатывать полученную информацию.
- Скорость обработки информации – способность быстро обрабатывать информацию.
- Планирование – способность организовать в уме способы достижения цели.
- Когнитивная гибкость – адаптация к новым, меняющимся или неожиданным ситуациям.
По результатам диагностики:
- Определяются симптомы нарушения когнитивных функций
- Выявляются слабые и сильные стороны
- Определяется являются ли изменения когнитивных способностей нормальными для возраста человека или они могут указывать на неврологические или другие расстройства.
- Выдается заключение, с описанием оценки состояния работы мозга.
- В случае выявления симптомов и когнитивных дисфункций – определяется необходимая нейропсихологическая коррекция и, при необходимости, рекомендуется консультация профильного специалиста для дальнейшей диагностики.
III. Нейропсихологические тесты на болезни Паркинсона или Альцгеймера.
Задачей программ является выявление:
- когнитивных симптомов болезней Паркинсона или Альцгеймера.
- риска наличия расстройств
- проблем с моторикой и движением
- проблемы с речью
- проблемы со сном
- проблемы с памятью
Тестируемые способности:
- Внимание – способность не отвлекаться и концентрироваться на важной информации.
- Распределение внимания — способность одновременно удерживать внимание на различных стимулах или задачах. Больные паркинсонизмом могут испытывать трудности, если выполняемая задача требует слишком большой затраты внимания.
- Фокусированное внимание – способность удерживать фокус внимания на стимуле. Часто людям с болезнью Паркинсона сложно удерживать внимание на важных и значимых в каждой ситуации стимулах и событиях.
- Память – способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.
- Кратковременная память — способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени.
- Рабочая память — способность удерживать и управлять информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач, таких, как понимание речи, обучение и рассуждение.
- Контекстуальная память — способность запоминать и определять реальный источник специфического воспоминания.
- Координация – способность эффективно выполнять точные и упорядоченные движения.
- Время реакции — способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него. Одно из основных моторных расстройств, появляющихся при болезни Паркинсона — это брадикинезия или замедление движений. Поэтому время реакции больных паркинсонизмом может увеличиться (т.е. замедлиться) при выполнении движений, таких, как одеться или поесть.
- Рассуждение – способность эффективно перерабатывать полученную информацию.
- Скорость обработки информации – время необходимое человеку для решения умственной задачи.
- Планирование – способность мысленно организовать работу по достижению определенной цели.
- Восприятие – способность интерпретировать окружающие стимулы.
- Зрительное восприятие — больные паркинсонизмом могут испытывать проблемы с интерпретацией зрительной информации.
- Оценка – способность предвидеть ответ, когда решение не очевидно.
По результатам диагностики:
- Определяются симптомы нарушения когнитивных функций
- Выдается заключение, с описанием оценки состояния работы мозга.
- В случае выявления симптомов и когнитивных дисфункций – определяется необходимая нейропсихологическая коррекция и, при необходимости, рекомендуется консультация профильного специалиста для дальнейшей диагностики.
Задачи:
- Выявление симптомов нарушения памяти, внимания, концентрации и способности решать различные умственные задачи, связанных с побочными эффектами химио- и гормонотерапии при раке.
- Исследование эмоционально-личностной сферы.
Тестируемые способности:
- Внимание –способность не отвлекаться и концентрироваться на важной информации.
- Фокусирование внимания – способность удерживать фокус внимания на стимуле. Побочным эффектом химиотерапии может стать когнитивное расстройство, для которого часто характерны проблемы с вниманием и концентрацией.
- Мониторинг — способность следовать поведению и одновременно следить за выполнением подготовленного плана действий.
- Память — способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.
- Кратковременная память — способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени.
- Рабочая память — после онкологии у пациентов наблюдается ухудшение рабочей памяти, которая представляет собой способность удерживать и управлять информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач, таких, как понимание, обучение и рассуждение.
- Координация – способность эффективно выполнять точные и упорядоченные движения.
- Время реакции — способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него. Прошедшие химиотерапию люди отмечают, что их «ум замутнён», что мешает им ясно думать или замедляет процесс мышления, в результате чего время реакции увеличивается: таким людям сложнее быстро и легко отвечать на вопросы или реагировать на ситуацию.
- Восприятие — способность интерпретировать окружающие стимулы.
- Распознавание — способность мозга идентифицировать ранее воспринятые стимулы. Среди побочных когнитивных эффектов химиотерапии и онкологии описаны случаи нарушения распознавания и других визуальных способностей, что может негативно повлиять на навыки чтения, вождения и другие повседневные виды деятельности.
- Рассуждение — способность эффективно перерабатывать полученную информацию.
- Планирование – способность мысленно организовать работу по достижению определенной цели.
По результатам диагностики:
- Определяются симптомы нарушения когнитивных функций
- Выявляются слабые и сильные стороны
- Выдается заключение, с описанием оценки состояния работы мозга.
- В случае выявления симптомов и когнитивных дисфункций – определяется необходимая нейропсихологическая коррекция и, при необходимости, рекомендуется консультация профильного специалиста для дальнейшей диагностики.
V. Диагностика бессонницы или депрессии.
Задачи:
- Оценить индекс риска присутствия бессонницы или депрессии
- Изучить состояние когнитивного профиля
- Выявление эмоциональных, физических, когнитивных и ассоциированных симптомов
Тестируемые способности:
- Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
- Фокусирование внимания – способность удерживать фокус внимания на стимуле.Часто страдающие депрессией люди испытывают трудности с фиксацией внимания на важных и значимых в каждой ситуации стимулах и событиях, концентрируясь на негативных мыслях и обстоятельствах. А также нехватка сна или плохое его качество могут быть причиной проблем с фиксацией нашего внимания. Это может негативно отражаться на учёбе, работе, вождении автомобиля и т.д.
- Мониторинг — способность следовать поведению и одновременно следить за выполнением подготовленного плана действий.
- Память — способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.
- Кратковременная память — способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени.
- Рабочая память — способность удерживать и управлять информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач, таких, как понимание речи, обучение и рассуждение.
- Память на имена — способность доступа к нужному слову из нашего словарного запаса, чтобы назвать что-то или кого-то по имени
- Координация — способность эффективно выполнять точные и упорядоченные движения.
- Зрительно-моторная координация — это способность выполнять действия руками в соответствии с полученной с помощью зрения информации. При нарушении данной способности, как это бывает при депрессии, может наблюдаться определённая неуклюжесть и неловкость, а также проблемы с точностью.
- Время реакции — способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него.
- Восприятие — способность интерпретировать окружающие стимулы.
- Пространственное восприятие — способность понимать своё расположение, а также расположение окружающих объектов в пространстве.
- Зрительное восприятие — способность интерпретировать информацию, полученную с помощью зрения.
- Рассуждение — способность эффективно перерабатывать полученную информацию.
- Планирование – способность мысленно организовать работу по достижению определенной цели.
- Скорость обработки информации – время, необходимое человеку для решения умственной задачи.
- Когнитивная гибкость — способность мозга адаптировать мысли и поведение к новым, меняющимся или неожиданным ситуациям. При депрессии негативные мысли, чувства вины и бесполезности становятся руминациями, и из замкнутого круга таких мыслей очень трудно выйти.
По результатам диагностики:
- Определяются симптомы нарушения когнитивных функций
- Выявляются слабые и сильные стороны
- Выдается заключение, с описанием оценки состояния работы мозга.
- В случае выявления симптомов и когнитивных дисфункций – определяется необходимая нейропсихологическая коррекция и, при необходимости, рекомендуется консультация профильного специалиста для дальнейшей диагностики.